Доверие или недоверие – первый год жизни
Степень доверия, которым ребёнок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.
МЛАДЕНЕЦ, который получает всё, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем место уютное, а люди – существа отзывчивые и услужливые.
Самостоятельность или нерешительность – второй и третий год
Самостоятельность развивается на основе развития моторных и психических способностей. Подрастая, ребёнок начинает осваивать различные движения, учиться не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать отпускать и бросать… Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся всё делать сами.
Если родители терпеливо предоставляют ребёнку возможность делать что-то саму, и НЕ ТОРОПЯТ его, у ребёнка вырабатывается ощущение, что он ВЛАДЕЕТ своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере СВОЙ СРЕДОЙ – то есть у него появляется самостоятельность.
Но ЕСЛИ воспитатели проявляют НЕТЕРПЕНИЕ и спешат сделать за ребёнка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Разумеется, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребёнка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на РЕДКИЕ СОБЫТИЯ.
Только в случае, ЕСЛИ в стремлении оградить ребёнка от усилий родители проявляют постоянное усердие, или неразумно и неустанно бранят его за «несчастные случаи», будь то разбитая чашка, пролитая молоко… у ребёнка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и НЕУВЕРЕННОСТЬ в своих способностях управлять собой и окружением.
Предприимчивость и чувство вины – четвёртый, пятый год жизни
Дошкольник уже приобрёл множество физических навыков и начинает САМ придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других или подражать. Изобретательность проявляется и в речи, и в способности ФАНТАЗИРОВАТЬ.
От того, как реагируют родители на затеи ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе активной игры, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, рисуют…, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет её и готовность родителей ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ребёнка (интеллектуальная предприимчивость).
Но ЕСЛИ родители показывают ребёнку, что его активная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшую жизнь...
Читая книгу "Детство и общество", Эрик Эриксон
Что же делать, если уже появились проблемы в отношениях с ребёнком? Исправлять!
Юзеева Галина / Психолог
Свежие комментарии