На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВСЕЛЕННАЯ ЧЕЛОВЕКА

3 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Лесков
    Чины (как и  популярность!)  людьми  даются.  А люди  могут  обмануться.  Не  очень  грамотный  Алексей Толстой  тоже...МИФЫ ПОЗИТИВНОЙ П...

"Распалась цепь великая..."

Сальников В.И.

 

СОЦИАЛЬНАЯ МАСКУЛИНИЗАЦИЯ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ // Эволюция прав и возможностей россиянок: от 1908г. – Первого съезда женщин – к стратегии 2020 г. [Текст]: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж: Научная книга, 2009. – С.121-124

 

121 За 100 лет, которые прошли со дня I съезда женщин, россиянки добились многого. В начале XX века российская женщина была в своей основе малообразованна и задействована почти исключительно в сфере домашнего хозяйства или семейного бизнеса (в широком смысле этого слова), находилась в экономической и юридической зависимости от мужчины.

На настоящий момент подавляющее большинство женщин является активными участниками социально-экономических отношений, осваивая профессии, традиционно считавшиеся мужскими (водитель, техник, 122 инженер, руководитель и др.). Количество женщин, имеющих высшее образование, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, превысило количество обладающих соответствующего уровня диплома мужчин. Значительно выросло и количество женщин, активно участвующих в общественной жизни. Только, вот, возникает вопрос – стоит ли радоваться этим достижениям? Ведь есть еще и другие тренды. Например, резко выросло число неполных семей. Появился такой социально-правовой институт как «матери-одиночки». Растет количество разводов, так же как и женщин, ни разу не состоявших в браке. Не является ли это платой за тот т.н. «социальный прогресс», который, освобождая женщин от уз «домашнего рабства», на самом деле означал их социальную маскулинизацию[1].

         Каковы ее истоки? В традиционном обществе (обществе, основанном на многовековых традициях, освященных религией, и где доминировал аграрный сектор) женщины были заняты главным образом выполнением репродуктивных функций (рождение и воспитание детей), ведением домашнего хозяйства и участием в семейном бизнесе.

Степень их социальной активности значительно уступала социальной активности мужчин, выполнявших функции кормильцев.

         Капитализм с его машинным производством на ранних стадиях своего развития (в условиях господства ремесленного производства) требовал работников, не обладающих высокой степенью квалификации. Труд на мануфактурах и фабриках был хоть и тяжелым, но монотонным. Мужчин, чье эволюционное развитие как вида шло по пути социального творчества, такой труд не привлекал, поэтому для работы в этом новом «прогрессивном» секторе экономики стали привлекаться женщины, подростки и даже дети. Так как мануфактуры, а позже фабрики выпускали 123 более дешевую продукцию (в том числе и за счет сверхэксплуатации женщин и детей), то ремесленное производство, где были заняты главным образом мужчины, разорялось, и нередко кормильцами семей разорившихся ремесленников становились их жены и дети, вынужденные пойти работать на фабрики. Со временем, в ходе развития рабочего законодательства детский труд был запрещен, а борьба трудящихся за свои права вынудила капиталистов и государство пойти на увеличение оплаты труда, достаточной для содержания семьи. Однако изменение социальной роли женщины уже произошло, а буржуазные революции с их идеями свободы, равенства и братства вызвали к жизни и идеи женской эмансипации, которые овладевали умами женщин, прежде всего из высших и средних классов. Если оставить психосексуальную сторону вопроса (психологическое и сексуальное поведение многих активисток суфражистского и феминистского движений весьма отличались от поведения большинства современных им женщин), идеи женской эмансипации привлекали, главным образом тех, кто желал получить равные с мужчинами юридические, политические и гражданские права, что также нашло свое применение в экономике. Стремление женщин к независимости от мужчин и даже готовность ради этого работать за меньшую по сравнению с мужчинами плату было использовано не только капиталистами, которые вновь пошли на применение женского труда, но и в странах победившего социализма, где политика вовлечения женщин в общественное производство активно осуществлялась на государственном уровне. Сокращение доли тяжелого физического труда, механизация и автоматизация производств также способствовали повышению трудовой активности женщин, а социальная поддержка их и их детей со стороны государства позволили женщинам во многих странах почувствовать себя менее зависимыми в социально-экономическом отношении от мужчин, что во многом способствовало ослаблению института семьи и изменению гендерных моделей поведения. Причем не только у женщин, но и у мужчин. Особенно в 124 постиндустриальную эпоху, где господствуют постмодернистские установки на ниспровержение всевозможных ценностных иерархий, включая и ценности прогресса. В чем это проявилось?

Повышение социальной активности женщины превратило семью в арену конкурентной борьбы: кто в доме лидер? кто больше зарабатывает? и т.д. и т.п., что толкает мужчину либо на уход из семьи, либо на поиски любовницы, с которой можно найти «отдохновение», на девиантное поведение (алкоголизм, драки и т.д.), либо он просто «расслабляется и получает удовольствие»… Последнее означает либо превращение в «подкаблучника», ведущего домашнее хозяйство у business-woman, либо способствует превращению его в ухоженного, следящего за собой метросексуала, нежелающего связывать себя обременительными отношениями, который не прочь выступить и в роли альфонса. Чем обернулось эта гендерная инверсия для женщины? Прежде всего, тем, что породило новую экзистенциальную проблему – став на путь социальной маскулинизации, женщина утрачивает женственность, которая раскрывается через любовь и материнство. Не познавши ни того, ни другого, женщина, не может раскрыть своей подлинной феминной природы и обрекает себя на безблагодатное прозябание среди всевозможных суррогатов псевдобытия – от сексуального  гедонизма (не предусматривающего деторождения) до трудоголизма, превращающего женщин в бесполых рабочих пчел, призванных обслуживать маток, трутней и их потомство. Поэтому если мы хотим сохранить человеческий род, и мужчины, и женщины не должны забывать о своей онтологической неполноте, которая преодолевается лишь через соединение с противоположным полом и рождение потомства, а все остальное – лишь производные от Божьих заповедей любить друг друга, плодиться и размножаться…

http://www.culturalnet.ru/main/person/1153



[1] Под социальной маскулинизацией автор понимает процесс «омужичивания» женщины  (от лат. мasculinus - мужской), который происходит в ходе отказа женщин от выполнения своих социальных обязанностей, тесно связанных с выполнением репродуктивных функций и их стремления к овладению «мужскими» профессиями (особенно связанными с принятием решений) и стилями поведения (курение, употребление алкоголя, склонность к агрессии, карьеризм и др.).

 

наверх